Алексей Битус

Интерьерный свет в клубе

http://www.prazdnikinfo.ru/4/27/1/i8_312.htm
Интерьерный свет в клубе.

Организация интерьерного освещения клубов всякий раз вызывает массу споров и разногласий среди дизайнеров и художников осветителей. Прошедшая месяц назад выставка «Музыка Москва 2003» подтвердила повышение интереса к этому вопросу. Проектировщики и концептуалисты клубного пространства стали более детально прорабатывать такой интересный и совершенно автономный раздел освещения, как интерьерная подсветка клубов, ресторанов, баров и т.д. Настала пора разобраться с этим вопросом и разложить, наконец, все по полочкам. Надо сказать, что организация освещения где-либо, вообще вещь весьма неоднозначная и требует от специалиста понимания не только художественно эстетического, но и знаний в таких областях как физическая и геометрическая оптика, психология визуального восприятия, требует знания свойств материалов, не говоря уже о необходимости разбираться в «материальной части» то бишь осветительном оборудовании. Становится естественным необходимость физического, математического и философского упорядочивания данной задачи. Самая главная проблема в решении светового оформления интерьеров того или иного клуба это огромная доля субъективных факторов, которые, подчас, могут совершенно обезобразить всю идею. Те кто достаточно часто посещают клубы, прекрасно понимают эту сентенцию. К великому сожалению, российские ВУЗы недостаточно внимания уделяют таким проблемам, да и знания в этой отрасли пока основываются на личном опыте преподавателей и опыте иностранных специалистов. Приходиться, что безусловно немаловажно, рассчитывать на художественный вкус дизайнеров. Но дизайн это прежде всего наука, и только потом искусство, так как он неразрывно связан со строительством и психологией человека, а то что строительство и психология это науки в этом никто не сомневается. Перечень задач, которые необходимо увязать и решить при организации интерьерного освещения клубов и подобных объектов можно представить списком:

Интерьерный свет в клубе.

Кроме этого необходимо учесть, нормативное освещение, динамическое (сценическое, дискотечное, эффектное), освещение фоновое (из окон, служебных помещений и т.п.) Нельзя забывать и о такой важной вещи, как удобство регламентного обслуживания осветительных приборов. Главнейшая проблема современных проектировщиков - как компьютерную 3D модель или рукотворный рисунок будущего проекта воплотить в жизнь в максимальном соответствии. В этом сокрыта известная философская истина, наши идеи это лишь образ, воплощение в материальное преисполнено субъективным. Уметь максимально приближать модель к реальному воплощению величайшее мастерство, которым овладели, по большому счету, лишь единицы, слишком велика и многогранна задача. Но в современном строительстве можно и не быть Леонардом да Винчи, достаточно просто разобраться в том, что накоплено и применено на практике мировым опытом. Это тоже непростая задача, но она требует лишь углубленного понимания, а не гениальности, а вот с этим то как раз и проблема. Практика показала, что пока еще весьма редко проекты будущих клубов обсуждаются за круглым столом. Особенно пренебрегаются такие важнейшие моменты, как освещение и тем паче его технологическое и аппаратное воплощение, звуковое оформление. Очень часто специалисты по освещению и звуку приглашаются в последний момент, когда все уже покрашено и отделано. И, к сожалению, такие ошибки катастрофичны – клуб не получается, а если и получается, то как говорят, с изъяном. И виной тому, отсутствие целостного понимания вопроса у архитекторов и дизайнеров, что является следствием только лишь недостатка отечественного образования. Отсюда и страх перед новизной, неординарными решениями и боязнь экспериментов. Но не все так уж безнадежно, есть много примеров достаточно удачных клубных решений, которые радуют глаз посетителей. Одним из критериев удачности есть народное признание, если в клубе всегда люди, значит что-то получилось. Хотя это зависит не только от удачных световых и технических решений. Философский аспект объекта нашего рассмотрения на этом можно завершить. Перейдем к практической стороне вопроса. Прежде всего, необходимо четко представлять разницу между интерьерным, нормативным и специальным освещением. Инсталляционные принципы и пространственные расчеты у всех этих видов различны, хотя и взаимосвязаны. Нормативное освещение основывается на строгой необходимости соблюдения установленных законов. К специальному освещению относится сценическое, дискотечное, концертное и эффектное освещение у которого тоже свои законы и правила. Интерьерное же освещение исключительно представляет собой элемент дополнения дизайна и является концептуальным. Смысл его подчеркивать, выделять, украшать помещение и его элементы. И в этом его величайшее отличие от всех остальных видов освещения. Отсюда и абсолютно отличные аппаратные реализации. Прежде чем приступить к разработке интерьерного освещения необходимо разобраться с зонированием будущего клуба, имеется в виду определить где будет сцена, если она необходима, где будет танцевальная зона, как размещены столы или кресла, диваны для посетителей, как будут размещаться декоративные элементы (колонны, ниши, лепнина, перегородки и т.п.) Если клуб состоит из нескольких помещений эта задача решается проще чем при сосредоточении этих зон в одном зале. Важным является детальное изучение карты материалов, без знания их свойств практически невозможно эффективно подсветить те или иные элементы. Конструкционные материалы это вообще отдельная тема, они могут быть; по свойствам поверхности глянцевые, матовые, отражающие, поглощающие; по структуре ячеистые, перфорированные, прозрачные, гофрированные, пористые; по цвету темные, светлые, насыщенные, со смешанными цветами; по составу материала, искусственные, натуральные, композитные. Градацию эту можно продолжать и далее. Но даже этого достаточно чтобы представить как сложно понять реакцию светового излучения на освещаемую поверхность. А от этого зависит, получим ли мы нужный оттенок цвета или необходимую подсветку объекта. Конечно легче всего добиться нужного эффекта экспериментально, но данный подход дорог и кроме того не всегда реализуем. Наиболее распространен традиционный подход к данной проблеме – это компьютерное моделирование. Однако и тут есть свои подводные камни. Самым большим из них это проблема калибровки и цветокоррекции. Ведь на пути реализации проекта от компьютерной модели до воплощения в материалы проект проходит стадию от экрана компьютера до печати на бумаге. Калибровка принтера довольно сложная задача, суть ее состоит в том, что системы синтеза цвета на мониторе и в принтере различны. Всем компьютерщикам знакома эта проблема соответствия видимой и напечатанной картинки. Но и это еще не все. Каким бы ни был мощным компьютер, на экране мы видим только образ, модель, в которой сложно учесть абсолютно все факторы влияния на освещение помещения. А тут тоже целый список:

солнечный свет от окна;

засветка от сценического и дискотечного оборудования (очень ощутимая);

засветка от нормативных источников;

засветка от служебных или смежных помещений;

наличие нерегулярных предметов на пути светового луча (например, человек, стол с приборами или искусственное дерево);

важен и такой фактор как естественное разрушение освещаемого покрытия со временем;

степень реалистичности моделируемой структуры материала.

Интерьерный свет в клубе.

Все это учесть при моделировании может только, наверно, студийная аппаратура в Голливуде. И конечно это зависит от степени компьютерной подготовленности дизайнера или проектировщика, а о тех кто привык к классическому подходу в карандаше или красках и говорить нечего. Заказчик же проекта заинтересован в максимальном приближении модели к реальности, что естественно, он за это платит. Существуют разные методы облегчающие выбор осветительных систем и цвета подсветки. Самым простым и стало быть самым сложно реализуемым есть метод опытного побора цвета материала и цвета излучения источника. При этом моделируются в определенном масштабе поверхности и элементы интерьера из материалов приближенных по структуре к реальным. Дальше просто при помощи ламп с фильтрами наблюдается эффект. Однако тут все весьма приближенно, т.к. разница в размерах не позволит точно смоделировать все возможные варианты. И тем не менее дизайнеры до сих пор практикуют такой метод. А для заказчика всегда приятно, если ему на стол поставят уменьшенную копию собственного клуба, как модель корабля в каюту капитана. Есть метод, так называемый «в лоб», просто экспериментально красится реальная поверхность и теми же лампами с фильтрами подбирается нужная подсветка. Но такой подход расточителен, т.к. в этом случае приходится расходовать красящие вещества зачастую впустую. Да и перекрашивать постоянно весь клуб тоже занятие малоприятное. Как ни странно, но в нашей стране этот метод основной. Есть метод цветовой компенсации, суть его в том, что цвет освещаемой покрашенной поверхности корректируется осветительными средствами с системами синтеза цвета. Тут в принципе соблюдается принцип суперпозиции цветов. Например чтобы сделать красную поверхность более насыщенной, надо подсветить ее цветом близким по спектру. Метод хорош, но он требует большое количество специальных приборов, которые, как правило, довольно дороги. И, наконец, самый продвинутый на сегодняшний день подход к выбору цвета подсветки – это метод цветового анализа. Остановимся на нем подробнее. В арсенале дизайнера есть один дорогой и эффективный прибор с системой синтеза цвета, например RGB или CMY, с достаточно мощной лампой (порядка 150-575 Вт). По компьютерной модели и чертежам строится клуб, полностью производится покраска всех поверхностей в предполагаемые цвета, расставляются основные декоративные предметы и т.д. Потом включается фоновое, например, нормативное освещение, которое в приближении заменит все возможные варианты сторонней засветки. Дальше этот единственный прибор синтезирующий цветной свет выставляется в точки предполагаемого размещения светильников интерьерной подсветки и подбирается нужный спектр излучения. Как правило к подобному оборудованию прилагаются таблицы цветовых кодов (или их можно заказать у производителя). Дальше вступает в действие специальная компьютерная программа управления прибором (или приборами), там должны высвечиваться цифровые коды обозначающие определенный цвет или оттенок. По кодовым таблицам заказываются соответствующие пленочные фильтры, которые, в дальнейшем, устанавливаются в простые (значительно более дешевые) осветительные приборы (например, с зеркальными или галогеновыми лампами) и нужный эффект достигнут. Все бы хорошо, но, во-первых мало кто знает о таком методе в нашей стране, во-вторых такая установка прибор+компьютер довольно дорогостоящая, в-третьих консерватизм большинства проектировщиков и дизайнеров тоже весьма серьезное препятствие мешающее внедрению этого метода в практику. По большому счету не так уж и важно каким образом дизайнер подбирает нужный колер. Важно сейчас разобраться в основных правилах и специфике клубной интерьерной подсветки. Главное отличие клубов от других объектов досуга человека – это их концептуализм. Именно он определяет все – какой будет конструкция залов, какая музыка будет звучать в стенах будущего клуба, какая публика будет его посещать, какая кухня приоритетна, и т.д. А интерьерная подсветка будет усиливать психологическое воздействие на посетителей в канве концепции клуба. Именно тут важно абсолютное понимание достаточности всех декоративных дополнений помещений объекта. Тут резонно перейти к понятию композиции, которая в главном определяет основную идею и замысел художника или дизайнера. В композицию клуба включается все, и интерьер, и цветовое решение помещения, и предметы элементы дизайна. Музыка, являющаяся основной составляющей клубной культуры, должна быть адекватна обстановке. Совершенно ясно, что нелепо звучит хаус композиция в светлом колонном зале классического стиля и также нелепа популярная музыка в клубе стиля hi-tech. Это тоже часть общей концепции и ей соответствует все окружающее пространство. Становиться понятным, что освещение в первом примере, а это торжественный, помпезный интерьер, яркое, сверкающее, выделяющее красоту и дороговизну обстановки. Во втором же, скорее всего, полутемные тона, богатство ультрафиолета, акцентирование элементов дизайна. Это, бесспорно, примерный подход к объяснению ситуации главное правильно и гармонично понимать и реализовать задуманную идею в стиле. Опять же важно вспомнить о зонировании помещений. Довольно сложно осуществить задуманное в пределах одного помещения, если в зале предполагаются еще и танцевально-сценические мероприятия. Обычно такие проблемы довольно успешно решаются применением конструктивных элементов, например, перегородок, подиумов, переходов, балконов и т.п., которые уже можно обыграть освещением и разделение на зоны получиться. Многие задают вопрос, а является ли интерьерная подсветка частью или элементом шоу света, и можно ли его включать в общую систему со специальным? Однозначного ответа на этот вопрос нет, если по задумке дизайнера применяется динамическое интерьерное освещение, то наверно да, является, если это статика, то скорее нет. Правильнее будет полностью разделить все виды освещения как самостоятельные системы. Тут мы плавно переходим к предмету аппаратной реализации интерьерной подсветки и способах инсталляции таких систем. Всем известны классические осветительные средства, такие как, огромное количество светильников на прилавках наших магазинов (бра, люстры, торшеры, встраиваемые в различные виды потолков и полов светильники, светильники для подсветки витрин и картин, и т.д. и т.п.) Выбор их для конкретной площадки удел исключительно дизайнеров. Тут важно только четко разделить для каких целей выбирается нужное изделие. Дело в том, что не стоит забывать о нормативном свете. Становиться понятным, мощность ламп, в этом случае, должна быть достаточна для обеспечения необходимой освещенности. Для интерьерной подсветки мощность и цвет излучения ламп не так важна, лишь бы они подходили для выполнения дизайнерской задачи. Стоит провести некоторую классификацию интерьерных осветительных средств:

Интерьерный свет в клубе.

Безусловно осветительных средств значительно больше, но мы рассмотрим только те, которые применяются в интерьерном оформлении. Опять же резонным будет вопрос, может быть нет вообще никакого разделения, все зависит от обстоятельств их применения? Разделение есть и это важно понимать. Некорректно освещать интерьер, к примеру, огромным концертным сканером. Необходимо помнить о возможных проблемах, которые непременно возникнут. Мощность ламп ослепит посетителей, не куда будет спрятать огромный шумный корпус, по-моему, все ясно. Прибор должен быть предназначен именно для своей конкретной цели, а эксперименты через чур уж безумные не всегда правильны. Простым примером, любимым, можно назвать применение для подсветки столов одним, действительно именитым московским дизайнером, ламп для подсветки растений в теплицах. Дизайнеру понравилась форма светильников и он не задумываясь их применил. Теперь посетители просят выключать освещение столов, потому что под их мощным светом можно жарить яичницу. Все сказанное еще раз подчеркивает необходимость знания свойств тех или иных аппаратных средств и ламп. Каждое осветительное средство имеет технические и технологические характеристики. Например, есть необходимость осветить колонну или декоративную вазу с высокого потолка, тут важно знать т.н. диаграмму направленности светильника, чрезмерно широкий луч не сможет акцентировано выделить объект. Другой пример, надо достаточно равномерно осветить стену или ее фрагмент, тут нужен светильник с широкой диаграммой иначе подсветка будет полосами или пятнами. Если поверхность глянцевая (например, шлифованный мрамор или другая отражающая поверхность), то применение светильника с прозрачной лампой чревато тем, что на поверхности отразиться спираль, а это не всегда красиво. В этом случае лучше использовать лампы с матовой поверхностью колбы или применять дополнительные отражающие плоскости, подобные тем, которые применяются в телевидении или фотосъемке. Как видим, разные способы подсветки предполагают понимание физических принципов освещения. При всей сложности строгого подхода к задачам клубного и не только интерьерного света, можно все же дать несколько полезных советов проектировщикам. Совет 1-й; прежде чем воплощать свои идей в «металл» надо обсудить способы подсветки с другими службами строительства (архитекторами, специалистами по вентиляции, проектировщиками электрики, и т.д.) для правильного выбора точек размещения приборов для подсветки и выявления возможных технологических сложностей. Совет 2-й; если совершенно неясна реакция освещаемой поверхности на цветной свет, лучше постараться использовать динамические приборы с системами синтеза цвета. Совет 3-й; необходимо всегда помнить о посетителях, чрезмерно увлекаясь воплощением идей не стоит забывать об эргономике объекта. Совет 4-й; чтобы усилить эффект от цветной поверхности лучше освещать ее в том же спектре. Совет 5-й; глянцевые поверхности лучше освещать рассеянным светом. Совет 6-й; подсветка эффективна только в затемненной зоне. Совет 7-й; самый важный! Когда не знаешь, что делать не стесняйся обращаться к специалистам, все знать невозможно.

Интерьерный свет в клубе.

Постепенно стали появляться приборы позволяющие очень эффективно работать с интерьерным освещением, особенно в клубах, где чаще всего применяются эксперименты. Очень интересны и перспективны светодиодные источники (LED) они долговечны и миниатюрны, на них уже сейчас многие фирмы производят системы не только простой, но и динамических систем с RGB. Их цена уже имеет разумный формат. Важным качеством многих из таких приборов это унификация, т.е. возможность модульных сборок под конкретные задачи. Скорее всего за такими системами будущее, так как дешевизна и универсальность, то что надо для воплощения любых идей. Ведь есть еще вопрос управляемости освещением, включение его в общую систему управлением всей аппаратной части объекта. Отдельная и очень серьезная задача. Интерьерное освещение – очень широкая тема, этот обзор только преамбула. Очень сложно рассмотреть в рамках одной статьи все нюансы этой интересной темы. Взаимосвязь художников и архитекторов, дизайнеров и технических специалистов – современная тенденция нашей отрасли, переводящая проектирование клубного пространства в отдельную дисциплину у которой тоже будут свои законы и строгий, продуманный подход к реализации идей.

Hosted by uCoz